Каталог организаций

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! сообщаем Вам пункт приёма платежей за детский сад

(http://www.frisbee-pay.ru

Копилка педагогов


Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте фигуры, но и оказывает прямое влияние на здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение. 

 

 

 

 

 

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  •  своевременное правильное питание;
  •  свежий воздух;
  •  подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  •  оптимальная освещённость;
  •  привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
  •  привычка правильно сидеть за столом;
  •  расслаблять мышцы тела;
  •  следить за собственной походкой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения при нарушении осанки

1. «Птицы полетели».

И.п. — в ходьбе руки в стороны. Ходьба с активным взмахом рук в стороны (30—40 с).

Смотреть прямо перед собой; не наклоняться.

2. «Цапля на болоте».

И.п. — в ходьбе руки на поясе. Ходьба на носках с высоким подниманием колен (30—40 с).

Дыхание произвольное; спину держать ровно.

3. «Деревья выросли большими».

И.п. — подняться на носки, потянуться как можно выше; удерживать равновесие на носках 3—5 с.

Постепенно увеличивать время удержания равновесия.

4. «Мельница».

И.п. — стоя, наклонившись вперед; ноги на ширине плеч, руки в стороны. Круговые вращения

руками в плечевых суставах (5—8 раз). Руки в локтях не сгибать.

5. И.п. — то же. Поочередные повороты туловища в разные стороны за рукой как можно дольше в

сторону (5—8 раз). Смотреть прямо перед собой; ноги и руки не сгибать.

6. «Грачи летят».

И.п. — руки в стороны. Махи руками вверх — вниз по максимально возможной амплитуде (6—8

раз). Выполнять медленно; руки держать прямыми.

7. «Плечи танцуют».

И.п. — сведение, разведение лопаток; поднимание, опускание плеч одновременно, поочередно и т.д.

(1—1,5 мин.). Лучше выполнять под музыку.

8. «Хлопки».

И.п. — поднять руки вверх как можно выше — хлопок руками; опустить вниз за спину — хлопок

(6—8 раз). Хлопки выполнять громче; стараться руки не сгибать в локтях.

9. «Наклонись ниже».

И.п. — наклоны вперед с одновременным отведением назад прямых рук как можно дальше (5—6

раз). Смотреть прямо перед собой; наклоняться как можно ниже.

10. «Повернись».

И.п. — поочередные повороты туловища в правую и левую стороны с хлопком (5—6 раз). Ноги с

места не сдвигать. Дыхание произвольное.

 

 

 

 

 

Русинова О.Г., воспитатель


 

Закаливание детей в домашних условиях

     Проводя любые закаливающие процедуры, необходимо ориентироваться на состояние ребенка. Если малыш колотится от холода, вы явно переборщили с этим самым холодом. Каждый ребенок индивидуален, поэтому при проведении закаливающих процедур и выборе температур нужно ориентироваться именно на ребенка.

          Итак, есть разные методики и правила закаливания детей дошкольного возраста:

  • Воздушная ванна по утрам в одних трусиках. В течение десяти-пятнадцати минут при открытой форточке сделайте с ребенком гимнастику.
  • Умывание до пояса. Сначала теплой водой мойте ребенку лицо, руки до локтя, шею, грудь, спинку. Постепенно температуру воды снижайте. После умывания промокните полотенцем крупные капли воды. Растирать и массажировать не нужно. Умываться необходимо утром и вечером.
  • Полощите ежедневно нос, рот и горло теплой водой. Если ребенок часто болеет, используйте для полосканий травяные отвары (с ромашкой, календулой, шалфеем, мать-и-мачехой, березовыми почками) или раствор морской соли (чайная ложка на стакан воды). Как полоскать нос? Наберите в ладошку воды и дайте ребенку втянуть ее носом. Затем – высморкаться. И так несколько раз. Дети спокойно выполняют эту процедуру с четырех лет.
  • Позволяйте малышу периодически ходить босиком. Сначала в носочках по пушистому ковру. Затем – без носочков. Летом обязательно разрешайте ребенку ходить босиком по песку и траве (конечно, на безопасных участках). Постепенно увеличивайте время босохождения. Хождение босиком по улице не только отличная процедура, но и хорошая профилактика плоскостопия.
  • Закаливание водой. Постепенно начинайте обливать стопы холодной водой утром и вечером.
  • Ежедневно гуляйте с ребенком. Ходите пешком в парк, в лес. Четырехлетний малыш вполне способен двигаться на своих ногах без перерыва до сорока минут. Используйте эти его способности.
  • Детки любят кататься зимой на санках с горы. Пусть катаются в свое удовольствие! Только не тащите его санки на гору сами. Ребенок должен двигаться, чтобы не замерзнуть. Приучайте малыша и к другим зимним забавам: к лыжам (с четырех лет можно начинать учить, сначала без палок), к конькам (профессиональные спортивные клубы принимают детей с четырех лет). И еще. Завязывать шарфом рот и нос нельзя. Заставляйте ребенка дышать носом.
  • Лето – пора купания. Плавание в открытом водоеме – самая эффективная процедура. При первом знакомстве с водой важно научить ребенка спокойно заходить в озеро, не бояться воды. Только постепенно позволять заходить глубже, играть в водоеме. Если губы ребенка посинели, сам весь дрожит, срочно на берег. После летних закаливающих процедур в осенне-зимний период малыша желательно водить в бассейн.
  • Водные летние процедуры необходимо сочетать с солнечными ваннами. Нежную кожу обязательно обработайте солнцезащитным средством, а голову укройте. Лучше всего посадить малыша играть в тенек (под зонт, например).

     Если ребенок заболевает, многие родители держат его дома до полного выздоровления. Это верно не во всех случаях. Больному малышу вдвойне нужен свежий воздух. Конечно, при температуре под сорок никто не говорит выходить на улицу. Если же у ребенка нет температуры, идите гулять.

Исполнитель:  Русинова О.Г., воспитатель

 


 

 Внедрение здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста 

«Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека. 

Проблема воспитания культуры здоровья в настоящее время является особенно актуальной, так как современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. 

Понимая важность этой проблемы, я нахожусь в постоянном поиске средств для повышения уровня культуры здоровья детей, его сохранения и укрепления. 

В основу работы положен технологический подход, который позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на полученный результат. В качестве результата рассматривается способность ребенка применять полученные знания в повседневной жизни. 

В своей работе я использую следующие «технологии здоровьесбережения»: 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: 

-  дыхательная гимнастика стимулирует работу мозга, регулирует нервно - психические процессы;

- мимическая гимнастика - способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощённости;

-  пальчиковая гимнастика – проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление,  внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции;

-  гимнастика для глаз - снимает  зрительную нагрузку у детей, проводится в любое свободное время и во время образовательной деятельности;

- упражнения на релаксацию - используются для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Упражнения проводятся под музыку и очень нравятся детям; 

-  улыбкотерапия - здоровье детей станет крепче и от улыбки взрослого, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение. 

 

Технологии обучения здоровому образу жизни:

- самомассаж  это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способен не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.    

    

 

Рекомендуется  детям с частыми простудными заболеваниями и для профилактики ОРЗ  в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды;

- аурикулотерапия - система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла;

активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. 

Коррекционные технологии:

- артикуляционная гимнастика  - упражнения способствуют выработке правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков; 

-  биоэнергопластика - содружественное взаимодействие руки и языка. 

Для более успешного восприятия материала используется «Театр пальчиков и языка»;

-  кинезеологические упражнения – упражнения, 

направленные на формирование межполушарного взаимодействия и развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. 

 Результатом применения здоровьесберегающих технологий являются:

  • стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • повышение уровня речевого развития;
  • повышение уровня развития творческих способностей детей.

Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен находить каждодневную поддержку дома потому, что главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Применение в работе данных технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагога и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. 

                                                                                            Русинова О.Г., воспитатель старшей группы


 

 

UA-75035296-1